Гусеница
Долго я следил за ней.
А она с утра до ночи -
То сама себя длинней,
То сама себя короче
Г.Сапгир
Сегодня мне бы хотелось снова поговорить про звуки. Мы с вами уже много говорили о звуках. О том, что такое звуки, какие звуки бывают, как мы их слышим. Вот, если хотите, можно освежить в памяти:
Что такое звуки?Как мы слышим звуки?
Высокие, средние и низкие звуки
Учимся слышать и петь разные звуки (развиваем музыкальный слух)
Космические звуки
Что такое музыка?
Звук возникает и пока он длится - он живет.... Время его двучания называют длительностью.
Звуки по длительности бывают короткие и длинные (конечно бывают еще звуки средней длины). Вот ,например, ведите глазами (или пальцем) по линии и пойте звук:
фото отсюда |
А-а-а-а-а-а.............
___________________________________
Это длинный звук
Кругом -снег.
А на горке -нет!
Увидали грачи.
Каждый кричит,
Как матрос с корабля :
- Земля!
(Э.Мошковская)
Нет мышей... Кот сел на стул
И зевает: "Где б прилечь? "
Тихо прыгнул он на печь,
Затянул "мурлы", вздохнул
И заснул.
(отрывок из стихотворения "Про кота" Саша Чёрный )
А-а-а-а-а-а.............
___________________
Это звук средней длины
Кукушка
Кукушки голос заунывный
Под стать неяркому деньку —
Простосердечный и отзывный,
С утра до вечера:
«Ку-ку!»
То близко, то далёко где-то
Гуляет по всему леску.
И тихо расцветает лето
Под это милое
«Ку-ку!»
Чуть пахнет перегретой смолкой.
Лицо подставив ветерку,
Лежу, блаженствую под ёлкой
И слушаю
«Ку-ку, ку-ку!»
(Е.А. Благинина)
А-а-а-а-а-а.............
_______
А это короткий звук
Зяблик согрелся
Зяблик : - Пинь! Пинь! Пинь!
Шубу скинь! Скинь! Скинь! -
Зяблик распелся -
Зяблик согрелся!
(Э.Мошковская)
Воробышки
Обеими ножками враз —
Прыг-скок!
А ходить не умеем.
По снегу проезжих дорог,
По белым садовым аллеям
Прыг-скок!
Короткая песня у нас:
Чик-чвик!
А другой мы не знаем.
Завидя добычу, мы вмиг
Комочками с крыши спадаем.
Прыг-скок!
Чик-чвик!
( О.А.Беляевская)
Из звуков разной высоты получается мелодия,
а из звуков разной длины (коротких и длинных) получается ритм.
Длинные и короткие звуки нужны не только в музыке, но и в повседневной жизни. На основе сочетания звуков разной продолжительности(длительности) разработана целая система сигналов и оповещений. Они служат для обеспечения безопасности движения(звуковые сигналы поездов) или для организации работы.
Например, локомотив может ехать вперед, если дан один длинный звук., и может ехать назад- если дано два длинных звука. При обнаружении на железнодорожном пути неисправности, угрожающей безопасности движения и в других случаях, когда требуется помощь подается сигнал "общая тревога"- один длинный и три коротких звука __ . . . __ . . .
Сигнал "пожарная тревога"- один длинный и два коротких звука __ . . __ . .
Практическая часть
1. Пропойте все гласные звуки (А, Е, И, О, У, Ы, Э, Ю, Я) или наиболее любимые, чтобы они получились длинными, короткими и средней длины.
2. Посоревнуйтесь друг с другом, кто на одном дыхании дольше протянет звук - тот получает конфету:)
3. Есть такая скороговорка, которая помогает тренировать дыхательную систему, а значит помогает увеличить время пения звука. Если вы хорошо поете короткие звуки и звуки средней длины, а на длинные зуки у вас не хватает дыхания, значит она для вас.
Скороговорка
( перед произнесением скороговорки нужно вдохнуть и дальше все слова быстро произнести на одном дыхании):
мухоморы отсюда |
Как на горке, на пригорке стоят тридцать три Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка, четыре Егорка, пять Егорка.......- и так далее, до тридцати трех- ...тридцать три Егорка!
и выдохнуть!
Кто-то досчитает до пятнадцати, кто-то до двадцати. Редко кто с первого раза считает до тридцати трех, но потренировавшись несколько раз вы уже сможете увеличить своих Егорок на несколько "штук".
Буквально через несколько дней тренировок вы будете считать всех Егорок!
Когда я сама впервые попробовала проговорить эту скороговорку, я была просто уверена, что это нереально. Это совершенно реально!
Моим детям очень нравится, иногда это занятие увлекает их надолго - они считают примерно до двадцати семи пока. А кроме того это просто весело !
4. Нарисуйте дождик. Сильный ливень- длинными линиями (сравните сильный дождь с длинными звуками), небольшой дождик-короткими линиями (короткие звуки)
Так же по аналогии можно нарисовать как растет травка в начале весны (травинки коротенькие, проклевываются из земли, сил у них еще мало) и в середине лета( травинки сочные, растут быстро, становятся длинными)
5. Можно поиграть в игру ТИ-ТИ-ТА. Кроме знакомства с длинными и короткими звуками эта игра хорошо тренирует внимание детей. Ведущий произвольно произносит сочетание слогов ти-та. На слог ТИ (короткий звук)- надо хлопнуть в ладоши, а на слог ТА (длинный звук)-положить ладошки на коленки. Ведущий может проговаривать слоги в разном темпе.
Приятно вам повеселиться!
спасибо!!!
ОтветитьУдалитьСпасибо! рчень пригодится в проведении занятия!
ОтветитьУдалитьСпасибо!!!
ОтветитьУдалить