вторник, 19 января 2010 г.

Учимся слышать и петь разные звуки (развиваем музыкальный слух)





Сегодня мы будем продолжать развивать у себя музыкальный слух. Чтобы развить музыкальный слух сначала нужно научиться управлять своим голосом.


Про человека, который слышит звуки, но не может их правильно повторить говорят, что ему "медведь на ухо наступил".


Развивать музыкальный слух и учиться управлять своим голосом нужно не только для того , чтобы лучше понимать звучание музыки. Это очень пригодится и в дальнейшей жизни. Когда ваш ребенок сможет чисто и красиво спеть песню или напеть мелодию, он всегда будет душой компании, особенно, если при этом он еще и подыграет себе на музыкальном инструменте. Люди, владеющие своим голосом, чувствуют себя увереннее тех, кто не умеет петь. Те, кто петь не умеет, как правило, очень хотели бы этому научиться. Так что не будем терять времени!


В прошлый раз мы разобрались с высокими, средними и низкими звуками и играли в игры "Кидаем камушек", "Ау!", "У-пал!", и учились изменять высоту своего голоса.


Сегодня мы будем учиться слышать, когда звуки звучат одинаково или похоже (дружат между собой) и когда звуки звучат по-разному - плохо ладят между собой (ссорятся), и петь то, что услышали. Научимся слышать, куда движется мелодия.


Учимся слушать, как звучат звуки
 Когда звуки звучат одинаково или похоже их приятно слушать, и приятно петь. Звуки хорошо ладят между собой, как будто дружат.


 А когда звуки не ладят между собой, их звучание неприятно для нашего уха, кажется что эти звуки мешают друг другу звучать, хочется, чтобы один из них перестал звучать (как будто они ссорятся).
Сыграйте ребенку такие звуки на музыкальном инструменте или спойте (это могут быть одинаковые ноты в разных октавах, аккорды и другие интервалы)


Игра "Как волк голос поменял"


Вспомните сказку волк и семеро козлят, где волк переделал свой голос. Сначала, волк не смог спеть песенку мамы-козы, потому что не умел управлять своим голосом, не попадал в ноты песенки. Козлята услышали, что он пел "фальшиво".  Фальшиво петь -значит, что голос не совпадает с музыкой. А когда кузнец поправил волку голос он смог спеть песенку "чисто". Объясните малышу, что когда голос и звук звучат одинаково - это называется петь "чисто".




Сыграйте звук, затем спойте его и спросите у ребенка похож ли ваш голос на этот звук или нужно идти к кузнецу и менять голос. Спойте звук неверно, а затем правильно. Ребенок начнет слышать, когда вы ошибаетесь.
Выберите какую- нибудь любимую детскую песенку и спойте ее вначале "чисто" - правильно попадая в ноты, а потом с ошибками - фальшиво. Например: "Жили у бабуси два веселых гуся..." Пусть ребенок указывает вам на места, где вы ошибаетесь. Если малыш хорошо слышит ваши ошибки, можно двигаться дальше.
Песня волка из сказки "Волк и семеро козлят"


 Если нет, поиграйте еще немного в эту игру. Возвращайтесь к этому упражнению, чтобы ребенок научился хорошо слышать. Придумывайте для ребенка свои собстенные сказки. Вот какая сказка получилась у меня:


Игра "Прогоняем Вредную Фальшь"


Сказка про Вредную Фальшь.


Вредная фальшь
Жила-была Вредная Фальшь, которая любила портить чистые и красивые звуки. Она делала их некрасивыми и неправильными. Звуки очень огорчались, но ничего не могли поделать с этой вреднючкой! И вот, однажды,  вредная Фальшь, решила поселиться в песенках. Она была очень хитрая и хорошо спряталась среди звуков. Вредная Фальшь хотела помешать детям слушать красивые детские песенки и очень радовалась своей затее. Но она не знала, что мы можем ее перехитрить и помочь звукам в песенке. Надо просто услышать, где она сидит. Она очень трусливая и быстро убегает, если ее находят.


Пойте песенки, ошибаясь в некоторых местах. Пусть ребенок слушает, ищет и прогоняет Вредную Фальшь!




Учимся петь то, что слышим

 Правильно петь - это не только "чисто" попадать в ноты. Чтобы правильно петь, нужно еще правильно дышать, не напрягать голосовые связки, уметь петь громче и тише.
Но сегодня мы поучимся только чисто попадать в ноты. Нужна помощь родителя, так сказать, личный пример. Играйте (или  пойте)  звук и просите, чтобы ребенок повторил его. Чтобы простимулировать ребенка к выполнению задания расскажите ему сказку. Я придумала такую:
Игра "Лесное Эхо"


Сказка про Эхо.
Однажды в лесу, среди сосен и елок (или в горах, среди камней) поселилось Лесное(или Горное) Эхо. Оно очень любило повторять все звуки, которые слышало. Эхо сидело в своей уютной пещерке (дупле) и боялось заснуть, чтобы не пропустить ни одного звука. Эхо очень ответсвенно относилось к своей работе! Иногда Эхо любило пошалить. Но однажды в лес пришли люди, которые очень шумели, кричали "Ау!", "Эге-гей!", "Ого-го!". Они очень шумно ходили по лесу, так, что ветки звонко хрустели у них под ногами. Потом, кто-то из них стал громко петь, а кто-то свистеть. Бедное Эхо должно было повторять все эти бесконечные звуки : крики "Ау!", "Эге-гей!", "Ого-го!", хруст веток, песни и свист. Когда люди наконец ушли из леса, Эхо было очень уставшим и хотело лечь поспать хотя бы чуть -чуть. Но чтобы Эхо могло поспать и отдохнуть ему нужен помощник, который ненадолго заменит Эхо, пока оно спит.


Давай поможем ему, пока Эхо спит мы с тобой побудем вместо него, и будем повторять звуки. Пусть ребенок представит, что он Лесное или Горное эхо и должен точно повторить услышанный звук. Немного поиграйте со звуками, пусть ребенок старается как можно точнее повторить звуки за вами.
 После игры можно рассказать ребенку о том, что в лесу лучше ходить тихо и не шуметь, иначе Лесное Эхо очень устает. С ним можно поиграть, но специально шуметь не нужно. 


Игра "Попугай"
Можно придумать сказку про Попугая с Пиратского корабля. Пусть ребенок представит, что он попугай на пиратском судне, который передразнивает звуки. Пойте и передразнивайте звуки вместе с ребенком сами.





Если у ребенка сразу не получается "чисто" спеть предложенный звук не расстраивайтесь. Повторяйте упражнения в течение нескольких дней и ребенок уловит разницу между звуками и научится управлять своим голосом.


Пойте любимые стихи  или скороговорки на одной ноте. ("Из под топота копыт пыль по полю летит.", "Шла Саша по шоссе и сосала сушку.", " Ду-ду-ду, ду-ду-ду, сидит ворон на дубу")


Можно придумать свои собственные стихи и петь их на одной ноте. Очень интересно выбрать какой-то один слог и просклонять его. Например, я придумала такие стихи-"бухтелки":
да-да-да, да-да -да, в огороде лебеда,
ду-ду-ду, ду-ду -ду, лебеду в траве найду,
ды-ды-ды, ды-ды-ды, очень много лебеды,
де-де-де, де-де-де, я пою о лебеде! (Такие "стихи" можно использовать в качестве распевок)




 Придумывайте  простые мелодии к любимым стихам.


Попробуйте попеть с ребенком звуки, которые расположены рядышком и которые расположены далеко друг от друга. И не просто попеть, но и попасть в них













1 комментарий:

Комментировать

.........анализ блога ...........